%D %d %M
Время %h~:~%m~:~%s

Контакты

+7 (495) 504-56-53
+7 (903) 272-62-22

E-Mail:

cityspring@mail.ru

Новости

06.07.2014

"Аквапункт" по адресу: Шоссейная улица д.11. Магазин "Пятерочка" (справа по фасаду, отдельный вход).

IMG_20170728_085642
 

 

подробнее...

18.06.2012

Открылся "Аквапункт" в г. Подольске

  IMG-20170728-WA0001

подробнее...

23.03.2012

Открылся новый <<Аквапункт>>

DSC02781777

подробнее...

Главная » Федеральная программа » V. Механизмы финансовой поддержки мероприятий государственной программы

V. Механизмы финансовой поддержки мероприятий государственной программы

Сектор водоснабжения и водоотведения является наиболее капиталоемким из всех секторов коммунального хозяйства. Многие инвестиционные проекты имеют срок окупаемости в 10 и более лет, что делает их непривлекательными для частных инвесторов. Возможности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций ограничены. Организации коммунального комплекса также не в состоянии реализовывать затратные проекты в секторе водоснабжения и водоотведения.

Инвестиционные средства, необходимые для реконструкции и модернизации существующих систем водоснабжения и водоотведения, а также для строительства новых объектов могут быть получены за счет тарифов, за счет заимствований и за счет бюджетных средств.

В настоящее время тарифы в Российской Федерации более чем в два раза ниже, чем в промышленно развитых странах. В то же время финансирование инвестиционных потребностей исключительно за счет роста тарифов приведет к росту социального напряжения в беднейшей части населения страны, что является недопустимым. Финансирование части инвестиционных расходов в секторе водоснабжения и водоотведения за счет бюджетных средств позволит обеспечить плавный рост тарифов, реализацию инвестиционных проектов с длительными сроками окупаемости, а также будет стимулировать реализацию региональных и местных программ реформирования коммунальной инфраструктуры. При этом бюджетные средства должны использоваться как инструмент снижения рисков и катализатором для частных инвестиций, которые со временем должны стать одним из основных источников капитала в секторе водоснабжения и водоотведения.

Инвестиционные проекты, в реализации которых могут быть задействованы средства государственной программы, делятся на две группы:

развитие систем водоснабжения и водоотведения в крупных городах, обладающих высоким платежеспособным спросом;

развитие систем водоснабжения и водоотведения в средних и мелких населенных пунктах и сельской местности, а также крупные проекты с длительным сроком окупаемости, требующие больших финансовых затрат и индивидуальных технологических решении.

Реализация проектов первого типа является наиболее привлекательной для частных операторов. В основном они должны осуществляться за счет привлеченных средств частных инвесторов, которые будут возвращены через тарифы. Роль государственной программы в данном случае заключается в снижении стоимости финансирования проектов и облегчении доступа частных операторов к заемным ресурсам. Эта функция выполняется путем создания Российского фонда развития систем водоснабжения и водоотведения.

Государственные инвестиции в проекты второго типа должны осуществляться в форме софинансирования региональных и местных расходов и только при условии осуществления программ реформирования коммунальной инфраструктуры, соответствующих лучшей практике. В противном случае высок риск неэффективного расходования государственных средств. Финансирование проектов второго типа осуществляется путем финансирования региональных программ «Чистая вода».

Осуществление больших инвестиций в сектор водоснабжения и водоотведения может оказать большое положительное влияние на смежные отрасли промышленности, производящие оборудование и материалы, используемые в секторе водоснабжения и водоотведения. В настоящее время большая часть современного оборудования и материалов импортируется.

В целях развития отечественного производства оборудования и материалов для сектора водоснабжения и водоотведения государственная программа должна обеспечивать приток инвестиций в создание научного и технического потенциала российской промышленности, стимулирование производства оборудования, технологий и материалов в соответствии с современными стандартами. Достижение указанной цели выполняется посредством субсидирования кредитов на закупку отечественного оборудования.

Кроме этого необходима реализация социально значимых мероприятий на повышения качества воды в объектах социальной инфраструктуры.

I. Создание институциональных механизмов, направленных на стимулирование частных инвестиций и развитие отечественного производства

Решающую роль по стимулированию частных инвестиций и развития отечественного производства будет играть создание нового финансового института - Российского фонда развития систем водоснабжения и водоотведения (РФРСВВ).

Целями и задачами РФРСВВ являются привлечение частных инвесторов в сектор водоснабжения и водоотведения, создание рынка по предоставлению долгосрочного доступного финансирования и развитие отечественной производственной базы.

РФРСВВ образуется на основе вклада в уставный капитал средств федерального бюджета (в том числе средств Инвестиционного фонда Российской Федерации). Деятельность РФРСВВ регламентируется уставом. Средства на счет РФРСВВ зачисляются по мере необходимости.

Механизмом реализации поставленных целей и задач является софинансирование инвестиционных проектов в секторе водоснабжения и водоотведения. Софинансирование обеспечивает эффективность выбранных проектов посредством разделения рисков между государством и частным инвестором и стимулирует к созданию рынка долгосрочного доступного финансирования сектора водоснабжения и водоотведения. Кроме этого, данный механизм значительно снижает финансовые потребности и риски участия государства. Механизм будет реализован двумя способами:

первый способ заключается в рефинансировании новых кредитов, выданных банками организациям, осуществляющим деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на новое капитальное строительство. К преимуществам данного способа следует отнести максимально широкий охват организаций, которые могут получить финансирование таким способом. Также предусмотрено субсидирование процентной ставки в зависимости от условий договора, в частности, в зависимости от доли применяемых отечественных материалов и оборудования;

второй способ заключается в участии РФРСВВ в капитале частных инфраструктурных фондов, инвестирующих в облигации и предоставляющих кредиты организациям в сфере водоснабжения и водоотведения. К преимуществам данного способа следует отнести отсутствие необходимости рассматривать каждый проект на уровне правления РФРСВВ и возможность участия инвестиционных институтов таких, как инвестиционные фонды.

Таким образом, РФРСВВ могут быть выделены средства на следующие цели:

1. Рефинансирование кредита, выданного банком организации, осуществляющей деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, в размере до 70%. Рефинансирование может быть осуществлено только при выполнении требований по условиям предоставления кредитов, закрепленных в уставе РФРСВВ. В частности, кредит может быть выдан только под новое капитальное строительство или на модернизацию существующего оборудования. Выкуп обязательств у кредитуемой организации банка может быть осуществлен по цене, не превышающей изначальной стоимости кредита более чем на 0.5 процента.

Условия кредита являются льготными - предусмотрено субсидирование процентной ставки. Кредитуемая организация получает субсидию на выплату государству процентов по долгу. Субсидия не может превышать 12%. Если кредит выдан на срок до 3 лет, то субсидируемая процентная ставка составляет 3% годовых в рублях. В случае предоставления кредита на срок от 3 до 5 лет субсидируемая процентная ставка составляет 5% годовых в рублях. При предоставлении кредита на срок более 5 лет субсидируемая процентная ставка составляет 8% годовых в рублях. Если получатель кредита осуществляет деятельность в рамках концессионного соглашения, то субсидируемая процентная ставка увеличивается на 2% годовых в рублях. Если получатель кредита использует средства на закупку отечественного оборудования и материалов, то субсидируемая процентная ставка увеличивается на 6% годовых в рублях.

2. Участие в капитале частных инфраструктурных фондов, вкладывающих средства в облигации и предоставляющих кредиты организациям в секторе водоснабжения и водоотведения. Доля участия государства в акционерном капитале фондов является миноритарной и не может превышать 49%. В совет директоров фонда входят представители РФРСВВ и Дирекции государственной программы. Устав фонда должен удовлетворять требованиям, установленным уставом РФРСВВ.

Средства фонда могут быть предоставлены организациям, осуществляющим деятельность сфере водоснабжения и водоотведения, а также производящим оборудование для водоочистки и водоподготовки под новое капитальное строительство или на модернизацию существующего оборудования. Срок существования частного инфраструктурного фонда не может превышать 5 лет, по истечении которого средства пайщиков должны быть возвращены. Комиссия управляющей компании не должна превышать 1% от средств фонда и 10% дохода фонда за год.

В случае если доходность фонда не превышает доходность государственных обязательств, то пайщики получают одинаковую доходность за вычетом затрат на управление фондом. В случае если доходность фонда превышает доходность государственных обязательств, то РФРСВВ получает доход равный доходности государственных обязательств плюс 40% от превышения средней доходности фонда над средней доходностью государственных обязательств за вычетом затрат на управление фондом. Частные пайщики получают оставшуюся часть средств пропорционально первоначально инвестированному капиталу. Доходность государственных обязательств определяется как средняя кумулятивная доходность государственных обязательств сроком от 4 до 6 лет, рассчитываемая за время существования фонда.

II. Механизм поддержки региональных программ

Поддержка региональных программ в секторе водоснабжения и водоотведения осуществляется в виде целевого софинансирования региональных программ из федерального бюджета по результатам конкурсного отбора.

Муниципальные программы по реформированию систем водоснабжения и водоотведения являются частью региональных программ.

К целям и задачам региональных программ относятся реализация инвестиционных проектов в секторе водоснабжения и водоотведения, которые по объективным причинам не могут быть реализованы без государственного участия. Также региональные программы способствуют повышению прозрачности сектора и эффективности его управления.

Основными критериями отбора региональных программ являются:

объективная потребность в финансировании, возникающая, в частности, в случае отсутствия доступа к источникам водоснабжения или их низкого качества. Также потребность в финансировании определяется бюджетной обеспеченностью субъекта Российской Федерации;

эффективность вложения средств, которая определяется исходя из стоимости строительства объектов инфраструктуры и планируемых результатов осуществления инвестиций;

качество программы по совершенствованию системы управления сектором водоснабжения и водоотведения. В частности, в рамках программы могут быть предусмотрены переход на долгосрочный метод тарифного образования, заключение концессионных соглашений и другие мероприятия по совершенствованию системы управления.

При отборе регионов следует учитывать необходимость концентрации финансовых ресурсов. По этой причине количество субъектов Российской Федерации, получивших поддержку, не должно превышать десяти в год.

Доля финансирования программы за счет средств федерального бюджета не должна превышать 60%, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в совокупности должна составлять от 30 до 50 %, за счет средств организации коммунального комплекса - от 10 до 30 процентов.
Порядок отбора региональных программ и их финансирования устанавливается Правительством Российской Федерации.

III. Обеспечение питьевой водой объектов социальной инфраструктуры.

В рамках данного направления предусмотрено оснащение системой очистки объектов социальной инфраструктуры.

В настоящее время большинство социальных объектов - школ, больниц, домов престарелых, детских дошкольных учреждений, организаций общественного питания и предприятий промышленности, выпускающие продукты питания, - используют неочищенную воду. В продукты питания попадают особо опасные для жизни микроэлементы и химические соединения, содержащие хлороорганику, болезнетворные штаммы, токсины и тяжелые металлы.

Предполагается реализация мероприятий по развитию локальных систем водоподготовки, введение порядка обязательной доочистки воды, подаваемой в социально значимые объекты, и установка на них современного технологического оборудования.

Подобная мера содействует развитию производственной базы, а также стимулирует к созданию инновационных технологий на территории Российской Федерации.

В целях формирования систем водоподготовки повышенного качества предусматривается софинансирование закупок и установки дополнительных фильтров отечественного производства для объектов социальной сферы посредством финансирования из федерального бюджета. Софинансирование осуществляется на безвозвратной основе и не может превышать 70%. Уровень софинансирования зависит от бюджетной обеспеченности региона.
 
Порядок по софинансированию по реализации мероприятий осуществляется дирекцией государственной программы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

VI. Первоочередные мероприятия по реализации государственной программы

Реализация государственной программы в масштабах страны должна осуществляться на основе опыта, накопленного при осуществлении пилотных проектов.

Для отработки механизмов реализации государственной программы предлагается начать реализацию пилотных проектов в сфере государственно-частного партнерства и пилотных региональных программ.

Запуск механизмов государственно-частного партнерства уже в 2009 году позволит привлечь в сектор водоснабжения и водоотведения инвестиции, в том числе, и частные, стимулирующие внутренний спрос и обеспечивающие рост производства и занятости.
 
Осуществление пилотного проекта в сфере государственно-частного партнерства возможно с привлечением крупной кредитной организации, в органах управления которой представлено государство. Это позволит в дальнейшем перейти от пилотного формата взаимодействия к формату, установленному нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение государственной программы.

Отработка механизма финансирования региональных проектов может производиться на примере финансирования нескольких региональных программ, подготовленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В числе пилотных проектов также должны быть представлены проекты по оснащению объектов социальной инфраструктуры системами доочистки воды, имеющие особую социальную значимость.

Результаты реализации пилотных проектов должны быть учтены при подготовке нормативной правовой базы, формируемой в рамках реализации государственной программы.