Главная » Федеральная программа » I. Постановка проблемы
I. Постановка проблемы
Обеспечение населения чистой питьевой водой является приоритетным направлением политики социально-экономического развития России.
Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье нации и качество жизни. Отсутствие чистой воды и канализации является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, увеличивается степень риска возникновения «воднозависимых патологий» и усиливается воздействие на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. До 20% всех заболеваний может быть связано с неудовлетворительным качеством воды. В отдельных случаях отсутствие доступа к чистой воде и канализации приводит к массовым заболеваниям и распространению эпидемий.
Продолжительность жизни россиян находится на нижней границе этого показателя для развитых стран. Обеспечение населения чистой водой окажет непосредственное влияние на снижение смертности, в особенности детской, и увеличение продолжительности жизни.
По оценкам Организации Объединенных Наций, 1,1 млрд. людей имеют недостаточный доступ к чистой питьевой воде, к тому же 2,6 млрд. людей имеют недостаточный доступ к воде для средств гигиены. Прогнозируется, что к 2020 году использование воды увеличится на 40% и к 2025 году два человека из трех будут испытывать нехватку воды.
В России проблема доступа к водным источникам носит локальный характер. Нехватка воды наблюдается на юге России и на отдельных территориях Дальнего Востока.
Качество источников воды в России по сравнению с большинством стран мира находится на высоком уровне. Тем не менее качество воды на различных территориях существенно различается. В источниках воды имеются загрязнения как природного, так и техногенного характера. Наибольшую опасность в России представляют загрязнение воды тяжелыми металлами и заражение воды стоками из скотомогильников.
Сегодня каждый второй житель России вынужден использовать для питьевых целей воду ненадлежащего качества, не соответствующую по ряду показателей санитарно-гигиеническим требованиям. Пятая часть населения не имеет доступа к централизованным источникам водоснабжения и потребляет воду без необходимой предварительной очистки.
Для обеспечения себя и своих семей чистой водой россияне тратят много времени и средств. Значительно выросло потребление бутилированной воды, которая обходится в десятки раз дороже, чем водопроводная. Повышение качества централизованного водоснабжения до уровня, достигнутого западноевропейскими странами, позволит людям отказаться от массового применения бутилированной воды и снизить свои расходы.
Основная причина низкого качества воды, поступающей из источников централизованного водоснабжения, заключается в изношенности коммуникаций и оборудования и устаревших методах очистки.
В настоящее время в Российской Федерации подается в сеть более 18 000 000 тыс. куб. м воды , однако 30,5 млн. человек или 22 % населения, не обеспечены услугами централизованного водоснабжения. Централизованный водопровод отсутствует в 12% городов и 68% сельских населенных пунктов. Потери воды в сетях водоснабжения составляют в среднем 18,5% от общего объема подачи в сеть. В целом по Российской Федерации доля непроизводительных потерь воды, не приносящих прибыль, составляет 25% от общего объема забора. Одной из причин высоких потерь воды является изношенность сетей. В Российской Федерации одна треть водопроводных сетей нуждается в замене. В 2006 году заменено только 1,6% от общей протяженности сетей. Сокращение доли сетей, нуждающихся в замене, на 1% приведет к снижению удельного объема потерь воды примерно на 1 500 куб. м. В среднем по Российской Федерации в 2006 году на 100 км водопроводной сети в год приходилось 29 аварий, то есть по одной аварии в год происходит на каждом третьем-четвертом километре водопроводной сети.
В Российской Федерации не проходят полную биологическую очистку 12,3% сточных вод. Из сточных вод, проходящих очистку, до нормативных требований доводится менее половины (46,4%). В России одна треть канализационных сетей нуждается в замене, хотя в 2006 году заменено только 0,4% от общей протяженности сетей. Значительное влияние на состояние окружающей среды оказывают аварии на сетях канализации. По одной аварии в год происходит почти на каждом пятом километре канализационной сети.
Плохое состояние систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - сектор водоснабжения и водоотведения) связано с недостаточным финансированием отрасли.
В 2007 году в мире в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод было инвестировано 131,4 млрд. долл. США Примерно 53% из этих средств приходится на развивающиеся страны. Для сравнения, в России вся выручка сектора водоснабжения и водоотведения в 2007 году составила около 8 млрд. долл. США, при этом капитальные затраты составили лишь 6% от операционных расходов организаций, обеспечивающий водоснабжение и водоотведение. В среднем в мире это соотношение составляет 74%, т.е. большую часть расходов в тарифе составляют расходы на капитальные вложения. В результате инфраструктура в России стремительно изнашивается, что приводит как к перерывам в поставках воды, так и к снижению ее качества.
Тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод приблизительно в три раза ниже, чем в странах Западной Европы. При этом рост тарифов в России обусловлен в первую очередь ростом операционных расходов, в результате чего в перспективе платежи населения за воду в России будут сопоставимы с расходами западноевропейских потребителей при значительно более низком качестве предоставляемых услуг.
При относительно низком уровне тарифов потребление воды в России в полтора - два раза превышает потребление воды в развитых странах. Это связано как с высокими потерями воды, так и с исторически сложившемся стереотипе потребления воды как «бесплатного» ресурса, а также отсутствием стимулов по снижению потребления.
Низкое качество управления в секторе водоснабжения и водоотведения связано с несбалансированностью системы разграничения полномочий и неурегулированностью отношений государства с частными операторами.
Законодательство Российской Федерации не дает однозначного ответа на вопрос о возможности приватизации объектов систем водоснабжения и водоотведения. Несмотря на то, что большинство указанных объектов находятся в муниципальной собственности, в отдельных случаях происходит и передача объектов в частное владение. Отношения органов местного самоуправления с привлекаемыми частными операторами не урегулированы: практически не используются концессионные соглашения, договора аренды имеют низкое качество и несут в себе высокие риски, тарифы устанавливаются на короткий период, не урегулированы вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе сточных вод.
Отсутствие четко сформулированной системы государственных обязательств приводит к тому, что де-факто никто не несет ответственности за предоставление потребителям некачественных услуг водоснабжения и водоотведения.
В особенности, обеспечение качественных услуг водоснабжения и водоотведения важно для социально значимых объектов, включая школы, детские сады и больницы. В этих учреждениях для достижения необходимого качества водоснабжения часто требуется установка дополнительных систем водоочистки, в том числе системы фильтрации воды.
Большая часть капитальных вложений в сектор водоснабжения и водоотведения осуществляется с применением импортных технологий и оборудования. Учитывая объем потребностей сектора водоснабжения и водоотведения необходимо, развивать отечественное производство оборудования и материалов, в том числе с привлечением зарубежных партнеров и технологий. При осуществлении инвестиций в сектор водоснабжения необходимо отказаться от воспроизведения устаревшей системы и осуществить переход к качественно новым технологиям.
Стимулирование внутреннего спроса на инновационную отечественную продукцию особенно важно в условиях экономического спада. При этом поддержка отечественных производителей позволит не только сохранить производство и рабочие места, но и будет способствовать долгосрочному экономическому росту. Таким образом, к основным проблемам в секторе снабжения чистой водой можно отнести:
- существенную дифференциацию территории страны по количеству и качеству природных вод, используемых для нужд населения (питьевая и техническая вода, агромелиорация, среда обитания водных биоресурсов и т.д.);
- плохое техническое и финансовое состояние организаций, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод (далее - водоснабжающие организации), и низкая эффективность этого сектора экономики, выражающаяся в одновременном росте операционных расходов и увеличении износа основных фондов, высоком уровне потерь, низком качество очистки отводящих вод и др. Нерациональное водопользование;
- низкая инвестиционная привлекательность водоснабжающих организаций, связанная с непрозрачностью тарифной политики и неопределенностью государственной политики в отношении собственности объектов сектора водоснабжения, участия частных операторов в строительстве, управлении объектами сектора водоснабжения и развития государственно-частных партнерства;
- отсутствие четко сформулированной системы государственных обязательств по обеспечению населения чистой водой (требования к качеству воды как продукту питания, качеству воды, поставляемой с использованием систем централизованного водоснабжения, и требования к очистке сточных вод) как одной из важных публичных функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области обеспечения качества жизни человека;
- отсутствие отечественной технологической базы, дефицит технических решений, в особенности по снабжению сельского населения чистой водой, обеспечению противоаварийной защиты систем водоснабжения и водоотведения, отсутствие технической базы для производства современного оборудования и материалов в объеме, обеспечивающем потребности водоснабжающих организаций.
|